Тренч на все времена

Тренч справедливо считается неотъемлемой частью британской истории. Однако говорить о нем как об исключительной привилегии англичан было бы несправедливо. Тренч оказывался на полях сражений двух мировых войн, покорил голливудские холмы и Эверест, сопровождал государственных деятелей на политической арене и стал чистым холстом для фантазии дизайнеров всего мира. Таким образом, простой и элегантный тренчкот претендует на место в мировой истории.

Чтобы понять тренч, нужно сначала понять его суть. А для этого придется вернуться почти на два века назад, когда никто и не подозревал, что обыкновенная накидка извозчиков обернется трендом и его станут эксплуатировать мужчины по всему миру.

Прародитель тренчкота был очень функциональным элементом верхней одежды. Он был оборудован множеством карманов с клапанами, застежками и большим воротником, которым можно было без труда закрыть голову. Да вот только от промозглой лондонской погоды он не спасал, и даже, несмотря на то, что был сшит из тяжелой шерсти, промокал насквозь. Поскольку с климатом бороться было бесполезно, люди пытались как-то защитить себя от него, и пропитывали ткань животным жиром, однако и это было лишь временной мерой.

Первые серьезные шаги на пути к созданию непромокаемой ткани сделал успешный бизнесмен Чарльз Макинтош. Он применил «технологию бутерброда» и между двумя шерстяными материями проложил особую субстанцию, сделанную на основе каучука. Из новой ткани шили плащи, которые по своему виду напоминали мешки. Хуже того, они источали очень резкий запах, и как шутили в то время: «плащи макинтоша можно было почувствовать раньше, чем увидеть».

Только Джон Эмари действительно добился желаемого результата и запатентовал уникальную, непромокаемую, легкую и гигроскопичную ткань, с которой и началась история марки Aquascutum, как и история тренча. Что касается легенды происхождения формы тренчкота, то она изобилует пикантными фактами. В XIX веке жил знаменитый граф Д’ Орсе – игрок, денди, бисексуал, художник, скульптор и политический интриган в одном лице. Однако известность графу принесли не любовные похождения, а постоянные эксперименты со своим гардеробом. Буквально для всех лондонских франтов он был непререкаемым авторитетом.

Однажды Д’Орсе выехал на конную прогулку, но попал под дождь и насквозь промок. По дороге он встретил матроса в длинном приталенном двубортном пальто, которое прекрасно защищало его от дождя. Граф купил этот замечательный предмет гардероба и надел поверх своей одежды. В таком виде Д’Орсе появился в Гайд-парке, где к тому времени прогуливались уже все денди Лондона. «Как оригинально, восхитительно, изысканно!» – именно такой была реакция на нечаянный наряд графа. На следующий день все джентльмены бросились заказывать такие пальто (paletot) у своих портных.

Важной отличительной чертой тренча является рукав реглан, который пришивается одним краем к воротнику. А появился он в XIX веке, благодаря борону Реглану, который потерял руку во время битвы при Ватерлоо. Чтобы скрыть увечье и сделать процесс надевания и носки сюртука более удобным, портной барона придумал эту форму рукава. Aquascutum отметил положительные характеристики рукава реглана и использовал его при создании тренчей.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что прародителями неподражаемого тренча стали плащ извозчика и пальто матроса. Однако немаловажную роль в его истории сыграла война. «Война – ад, но для моды она становится источником вдохновения». Эта цитата из книги об истории моды может показаться циничной, однако военная форма действительно совершенна с точки зрения дизайна. Дословно тренчкот (trench-coat) переводится как «траншейное пальто».

Первая мировая война велась в траншеях. Промышленность билась над решением проблемы защиты солдат от дождя и грязи. Поэтому Aquascutum разработал пальто с поясом из водонепроницаемого материала, которое впоследствии стало основой официальной формы солдат. Именно этот исторический момент можно считать официальным началом блистательного шествия тренчкота по всему миру.

Тренч и мода стали неразлучны практически с начала ХХ века. Казалось бы, классический покрой, придуманный Aquascutum, не предполагает экспериментов, но только не для прославленных дизайнеров. Джон Гальяно, Карл Лагерфельд, Унгаро превратили тренч в тренд. Благодаря их фантазии плащи становились максимально длинными и ультракороткими, обрастали множеством невероятных деталей и производились из всех возможных материалов всех возможных цветов.

Aquascutum на протяжении века оставался хранителем классического тренча и старался не отклоняться от традиционного кроя. Но динамичные и независимые тенденции ХХI века заставили авторитетный бренд пересмотреть свою позицию и придать классике новое звучание. Талантливый дизайнер Краем Фидлер снова сделал тренчкот главной модной тенденцией. «Классический тренч является для меня некой базой, от которой я могу оттолкнуться и создать нечто действительно оригинальное и востребованное в настоящее время», – говорит Краем.

Надо сказать, что есть еще одна сфера, которую невозможно представить без тренчей, – это кинематограф. Начиная с черно-белых фильмов 30-х годов и заканчивая современными блокбастерами. Главные герои, ставшие секс-символами своего времени, неизменно облачались в элегантные тренчи.

Aquascutum всегда поддерживал кинематограф. Костюмы и плащи этой марки носят главные герои «Завтрака у Тиффани» и «Марицы». Именно поэтому в 2007-м вышла в свет коллекция Aquascutum Vintage, которая по-своему уникальная. Она дублирует знаменитые модели, которые в разное время появлялись на экранах кинотеатров.

Если все-таки рассматривать моду как часть культуры и истории, то тренч занимает в ней очень важную часть. Он уникален прежде всего тем, что, просуществовав почти два века, продолжает оставаться актуальным и востребованным. Но в отличие от тренда тренч не является изменчивой категорией и остается символом элегантности и вечной классики.

About the author